среда, 11 января 2012 г.

Когда я только пришла работать в школу, первый месяц мне казалось, что я не справлюсь, было очень трудно.


Для меня как молодого специалиста посещение открытых уроков коллег стало неоценимым подспорьем в собственной рабочей деятельности. Сразу же у меня появилось желание посетить уроки опытных учителей, чтобы определить для себя некую планку. Вскоре администрация школы, за что ей большое спасибо, предоставила мне такую возможность, и я посетила ряд уроков, после чего сделала определённые выводы, а вслед за этим начался педагогический марафон, на котором мне представились ещё более широкие возможности в самообразовании и саморазвитии, поскольку здесь мне пришлось и самой давать открытые уроки, и посещать уроки своих коллег, и анализировать эти уроки, причём анализировать не только с точки зрения ФГОС-2, но и с позиций использования на уроке определённых методов и приёмов для повышения эффективности познавательного процесса. В ходе такой работы не только я сама, но и другие учителя заметили мой рост в плане преподавания в ходе марафона. Наверное, иначе быть и не могло, поскольку всякая последовательная работа ведёт за собой развитие. Главное здесь: не переставать работать над собой, чтобы был результат. Побывав и в роли учителя и в определённом смысле в роли ученика, я по-новому взглянула на урок.
Урок интересно готовить, а уж проводить тем более, когда видишь живой отклик учащихся, хотя на этапе подготовки к такому уроку затрачивается немало усилий и времени. Учителю нужно давать школьникам возможность самим добывать знания под его чётким руководством, для чего необходимо проводить работу в группах, в парах, не забывая и про индивидуальную работу. Учитель должен быть уже не учителем как таковым, а наставником, направляющим к постижению тех или иных истин. Как говорил Дистервег, «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Таким образом, не менее важно и то, что нельзя построить качественный урок, если не начать его с постановки некой проблемы, которую каждый ученик должен к концу урока разрешить для себя, пусть даже в ходе групповой работы, и если не закончить урок итогом и рефлексией, когда ученик решает для себя, чего он же он на уроке достиг, какой результат его деятельности. Невозможен урок в начальной школе и без игровых моментов, поскольку игра занимает немало места в жизни младших школьников. Без введения игровых моментов урок словно теряет краски, становится несколько пресным. В процессе игры дети привыкают мыслить самостоятельно, у них развивается внимание. И в целом повышается мотивация к учению. Дети даже не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже пассивные дети включаются в игру и стараются не подвести своих товарищей по игре.
Одним словом, современный качественный урок требует особого к себе отношения и большой подготовки к нему. Наблюдая за учителями, я отметила для себя, что у каждого учителя свой подход к делу и своя атмосфера на уроке. Было любопытно наблюдать, как два одинаковых урока дают разные учителя, когда каждый из них выбирает свой путь преподавания, ставит проблему и мастерски её разрешает, причём у каждого учителя есть нечто такое, чего нет и быть не может ни у кого другого. Когда посещаешь уроки таких знатоков своего дела, вольно или невольно хочется как-то соответствовать им.
Ну что же, надеюсь в будущем быть довольной своими уроками так же, как на данном этапе я восхищаюсь уроками своих коллег.
Ирина Владимировна Ростовская, учитель начальных классов.

1 комментарий:

  1. Ирина Владимировна, желаю Вам успехов в таком непростом учительском труде. Не останавливайтесь на достигнутом, продолжайте движение вперёд.

    ОтветитьУдалить